Назад

Подача жалоб по ТКС.

ФНС России письмом от 20.11.2023 № БВ-4-9/14632@ представила временные рекомендации по порядку подачи жалоб по ТКС (далее – Рекомендации) в рамках досудебного урегулирования споров между налогоплательщиками и налоговыми органами. Этот порядок применяется с момента установки соответствующей версии приложения АИС "Налог-3" (запланирована на декабрь 2023 года) и до внесения изменений в приказ ФНС России от 20.12.2019 № ММВ-7-9/645@.

ФНС России подготовила временные рекомендации по порядку представления жалоб (апелляционных жалоб) и направления решений (извещений, иных документов) в электронной форме в рамках приказа Службы от 20.12.2019 № ММВ-7-9/645@.

Напомним, что названным приказом утверждены форма, форматы и порядок представления жалобы (апелляционной жалобы) (далее - жалоба) на акты налоговых органов ненормативного характера, действия (бездействие) их должностных лиц, порядок обжалования которых регламентирован главой 19 НК РФ, и направления решения (извещения) по жалобе в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Временные рекомендации, представленные ФНС, предусматривают уточненный порядок подачи электронной жалобы (Письмо Федеральной налоговой службы от 20 ноября 2023 г. № БВ-4-9/14632@).

В частности, уточнено, что жалоба может быть направлена по ТКС в налоговый орган, ненормативные акты, действия (бездействие) должностных лиц которого обжалуются, либо в вышестоящий по отношении к нему налоговый орган. Принявший жалобу налоговый орган должен будет направить ее на рассмотрение либо самостоятельно принять решение по ней. Одновременно исключено такое основание для отказа в приеме жалобы как ее подача в налоговый орган, не выносивший оспариваемых актов в отношении лица, нарушение прав которого обжалуется. Соответственно, уточнена и процедура получения решения (извещения, иного документа) по жалобе лицом, подавшим жалобу, в электронной форме по ТКС.

В письме ФНС России, которым направлены Временные рекомендации, указывается, что рекомендации применяются с момента установки соответствующей версии единого клиентского приложения АИС "Налог-3" на контуре промышленной эксплуатации (установка запланирована на декабрь 2023 г.) и до момента издания Федеральной налоговой службой приказа о внесении изменений в Приказ № ММВ-7-9/645@.

Напомним, что сейчас жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. Вместе с тем с 01.01.2025 новой статьей 140.1 НК РФ предусмотрена возможность рассмотрения жалоб в упрощенном порядке - самим налоговым органом, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, - в случае указания на это в жалобе.

При этом возможность подачи жалобы на бумажном носителе сохраняется (ст. 139 НК РФ).

Рекомендации включают три раздела. Первый содержит общие положения относительно правил информационного обмена по ТКС. Второй посвящен подаче жалоб, а третий – получению решений по ним. Предусмотренный в Рекомендациях порядок применяется также в отношении прочих документов, которыми налогоплательщик и налоговый орган обмениваются при подаче и рассмотрении жалоб (в частности, извещение налогоплательщика о месте и времени рассмотрения жалобы, запрос и передача дополнительных документов).

Как подать жалобу?

Чтобы подать в ИФНС жалобу (в т. ч. апелляционную), налогоплательщику необходимо сформировать документ в электронной форме и подписать его усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП). Затем документ направляется в ИФНС, решение, акты, действия или бездействие которой обжалуются, или напрямую в вышестоящий налоговый орган (п. 1 раздела II Рекомендаций). Если жалобу подписывает представитель налогоплательщика по доверенности, то в ИФНС также направляется информационное сообщение о представительстве.

Факт отправки жалобы и документов подтверждается соответствующим документом оператора ЭДО. Указанная в этом подтверждении дата считается датой подачи жалобы.

При отсутствии оснований для отказа в приеме жалобы ИФНС (в течение 1 рабочего дня с даты отправки жалобы) формирует и направляет плательщику квитанцию о приеме. После этого жалоба считается принятой.

При наличии оснований для отказа в приеме жалобы инспекция направит налогоплательщику уведомление об отказе в приеме электронного документа. В этом случае после устранения недостатков процедура повторяется снова или можно передать документы на бумаге.

Отметим, основаниями для отказа в принятии жалобы являются (п. 5 раздела I Рекомендаций):

  • несоответствие жалобы формату, утв. приказом ФНС России от 20.12.2019 № ММВ-7-9/645@;
  • отсутствие в жалобе УКЭП лица, подавшего жалобу, или несоответствие электронной подписи, которой подписана жалоба, УКЭП лица, подавшего жалобу;
  • направление жалобы представителем без приложения информационного сообщения о представительстве.

Как получить решение по жалобе?

После рассмотрения жалобы и принятия решения по ней ИФНС направляет его налогоплательщику в электронном виде, подписанном УКЭП. Сделать это она должна не позднее 3 рабочих дней со дня принятия решения по жалобе. Отправка фиксируется и подтверждается оператором ЭДО. Налогоплательщик в течение 6 рабочих дней должен отправить квитанцию о приеме электронного документа или уведомление об отказе (п. 1, 2 раздела III Рекомендаций). При этом основанием для отказа в приеме решения по ТКС является отсутствие в нем УКЭП должностного лица или несоответствие этой подписи УКЭП того лица, чьи данные указаны в решении (п. 6 раздела I Рекомендаций).

Что касается бумажного экземпляра решения, то ИФНС направит его налогоплательщику в дополнение к электронному варианту, если на это прямо указано в жалобе (сноска 2 к п. 1 раздела III Рекомендаций).

Дата:
15.03.2024